• Главная
  • >
  • Бизнес
  • >
  • Налоговый маневр правительства: бензин вырастет до 50 рублей за литр.

Налоговый маневр правительства: бензин вырастет до 50 рублей за литр.

Президент Владимир Путин подписал закон, разрешающий правительству вводить заградительные пошлины на вывоз нефтепродуктов за рубеж в тот период, когда цены на горючее внутри России из-за роста экспорта увеличиваются стремительными темпами.

Президент Владимир Путин подписал закон, разрешающий правительству вводить заградительные пошлины на вывоз нефтепродуктов за рубеж в тот период, когда цены на горючее внутри России из-за роста экспорта увеличиваются стремительными темпами.Такая ситуация, напомним, возникла в апреле–мае 2018 года, когда ценники на российских АЗС поднялись более чем на 10%.Эксперты сомневаются в том, что новая законодательная мера превратится в преграду для удорожания горючего.Очевидно, что Аи-95, если возьмет рекорд в 50 рублей за литр в начале осени, вряд ли скатится обратно до 40 рублей, которые давали за него в середине весны. Предельная ставка тарифов на вывоз горючего за границу установлена на уровне 90% — в три раза выше, чем сейчас.Фактически это запретительная фискальная преграда.Увеличивать экспортную пошлину правительство сможет, если на внутреннем рынке возникает дефицит топлива, и оно растет в цене.Поскольку компании отправляют на экспорт максимальные объемы сырья, чиновники для защиты внутреннего рынка увеличивают тарифы до такого размера, при котором прибыль нефтяников сводится к нулю.Изменение тарифов на вывоз нефтепродуктов заложено в налоговом маневре в нефтегазовой отрасли, который проводит правительство.Как отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, реформа тарифной политики изначально не была связана с разработкой механизма борьбы с ростом цен на внутреннем рынке.С начала 2000-х годов в России для каждого из государств Таможенного союза тарифы на вывоз нефтепродуктов были разные.Чтобы их уравнять, чиновники решили изменить таможенное законодательство.С одной стороны, снизить акцизы на топливо и сократить экспортные пошлины.С другой — увеличить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).Тарифы за вывоз нефтепродуктов установили на уровне в 30% от экспортных пошлин на нефть.Каждые два-три месяца профильные ведомства оценивали отношение стоимости нефти и курса доллара, а потом давали резюме, действительно ли ценовая конъюнктура в России отражает рыночные тенденции на внутреннем и мировом рынках.В 2016 году котировки «черного золота» находились в районе $30–55.Учитывая неуверенность конъюнктуры, правительство заявило о планомерном (раз в полгода) повышении акцизов на топливо.Так продолжалось до 1 января 2018 года, когда акцизы выросли на 6,4% на бензин и на 8,4% — на дизель.«Невнятная налоговая политика, то есть увеличение ставок вместо их снижения, привела к недееспособности действующей фискальной системы и дефициту топлива на внутреннем рынке», — отмечает эксперт.При котировках нефти выше $70 за баррель и относительно низких пошлинах на вывоз нефтепродуктов за рубеж добывающим компаниям оказалось выгоднее экспортировать сырье и субпродукты.В результате в апреле и мае 2018 года, когда цены на АЗС увеличились более чем на 10%, в России началась «топливная истерика», переломным моментом которой оказалась Прямая линия Владимира Путина.В ходе нее глава государства поручил правительству разработать меры, позволяющие ликвидировать скоропалительный рост цен на бензин.После нескольких встреч правительства и глав нефтяных корпораций чиновники решили не только не повышать акцизы, но и снизить их.Мера помогла: с начала июня цены на горючее немного снизились (с 45,7 до 45,4 рубля за литр Аи-95).Этого, как полагают чиновники, оказалось мало, потому было принято решение вернуться к плавающей модели расчета экспортных тарифов, чтобы в случае роста цен на нефть и увеличения экспорта нефтепродуктов оперативно менять систему налогообложения и поставить барьер для расширения вывоза горючего за границу.Однако оружие в виде пошлин на вывоз нефтепродуктов, как полагают эксперты, не внушает оптимизма: поскольку решение об их повышении выносится по итогам анализа цен за два-три месяца, эффект от таких мер работает с опозданием на тот же срок.Соответственно, оперативно справиться с ценовыми взлетами такая мера не позволит.Как полагает начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережение» Сергей Суверов, цены на топливо могут остановиться, но опускаться не будут.«Если в начале 2019 года последует всплеск нефтяных цен, сопряженный с отменой льгот по тарифам на вывоз бензина, то литр Аи-95 вырастет в цене до 50 рублей.Снизить эту цену в дальнейшем вряд ли будет возможно», — полагает эксперт.

Источник: lentarossii.ru